Советы
классному руководителю по проведению собрания
• Перед началом собрания
лучше «оставить за дверью» плохое настроение.
• Отведите на проведение
родительского собрания не более 1,5 часов.
• Самый приятный звук для
человека — его имя. Положите перед собой список с
именами и отчествами родителей.
• Перед началом
родительского собрания объявите вопросы, которые планируете
обсудить.
• Не забудьте «золотое
правило» педагогического анализа: начинать с позитивного,
затем говорить о негативном, завершать
разговор предложениями на будущее.
• Предупредите родителей,
что не вся информация может стать достоянием детей.
• Поблагодарите всех, кто
нашел время прийти (особенно отцов).
• Дайте понять родителям,
что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
• В личной беседе
оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
• Доведите до родителей
мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
• Родитель должен уйти с
собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.
Не стоит
• Осуждать присутствующих
родителей за неявку отсутствующих.
• Сравнивать успехи
отдельных учащихся и разных классов.
• Давать негативную оценку
всему классу.
• Переоценивать значение
отдельных предметов.
• Избирать для общения
назидательный тон.
Осмысление итогов
родительского собрания
Подведение итогов собрания начинается
на самом собрании — необходимо сделать
выводы, сформулировать необходимые
решения, дать информацию о подготовке к
следующему собранию. Важно выяснить и
отношение родителей к проведенному собранию,
разумно заранее подготовить
необходимые опросные листы для фиксирования их
оценок и пожеланий. Все это
впоследствии станет предметом размышлений для
классного руководителя. Предметом
анализа должны также стать:
• явка родителей, причины
отсутствия;
• персональный состав
родителей, оставшихся на личную беседу;
• вопросы родителей в ходе
собрания, их участие в обсуждении вопросов.
Информация об итогах родительского
собрания должна быть доведена до
администрации школы и коллег-педагогов.
Тематика
родительских собраний
Начальная школа
• Психологические и
физиологические особенности учащихся младшего школьного
возраста.
• Режим дня и его влияние
на качество обучения.
• Мир глазами
первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.
• Роль чтения на начальном
этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из
основ формирования личности.
• Роль игры в расширении
кругозора ребенка.
• Воспитание трудолюбия.
Распределение обязанностей в семье.
• Дети и деньги. Семейный
бюджет и ребенок.
• Шалость и хулиганство —
есть ли различия?
• Роль семьи в формировании
личности ребенка.
Средняя школа
• Адаптация учащихся к
условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи.
• Индивидуальные трудности
школьников в обучении и пути их преодоления.
• Когда легко учиться?
• Способный ребенок — не
дар природы. Неспособных детей нет.
• Роль семьи в воспитании
культуры поведения ребенка.
• Психологические
особенности подросткового периода. Роль семьи в
формировании чувства взрослости и стремлении
к самостоятельности.
• Видеть и понимать.
Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку —
гарантия мира, спокойствия и благополучия в
семье.
• Особенности межличностных
отношений подростков.
• Психологический стресс и
подросток.
• Помощь родителей в
формировании и развитии волевых качеств.
• Трудности роста и их
влияние на отношения между родителями и подростками.
• Воспитание детей и
«ножницы времени».
• Роль семьи и школы в
выборе учащимися пути дальнейшего образования.
Старшая школа
• Роль родителей в процессе
выбора профессии и самоопределении подростков.
• Особенности старшего
школьного возраста. Роль родителей в формировании
ценностных ориентаций.
• Трудности личностного
роста и их влияние на обучение в школе.
• Взаимодействие классного
руководителя и родителей в формировании
классного коллектива.
• Профессиональные
намерения и возможности учащихся класса.