· ОПРОСНИК
Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств.
Проводится в виде беседы "вопрос–ответ”. Задание может звучать так:
"Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку
трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими
вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.
- Какое животное больше – лошадь
или собака?
(лошадь = 0 баллов;
неправильный ответ = -5 баллов)
- Утром мы завтракаем, а днем...
(обедаем, едим суп, мясо = 0;
ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла)
- Днем светло, а ночью...
(темно = 0;
неправильный ответ = -4)
- Небо голубое, а трава ...
(зеленая = 0;
неправильный ответ = -4)
- Черешни, груши, сливы, яблоки –
это что?
(фрукты = 1;
неправильный ответ = -1)
- Почему раньше, чем пройдет
поезд, опускается шлагбаум?
(чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0;
неправильный ответ = -1)
- Что такое Москва, Одесса,
Санкт-Петербург? (назвать любые города)
(города = 1; станции = 0;
неправильный ответ = -1)
- Который час? (показать на
часах, настоящих или игрушечных)
(правильно показано = 4;
показано только целый час или четверть часа = 3;
не знает часов = 0)
- Маленькая корова – это теленок,
маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...?
(щенок, ягненок = 4;
только один правильный ответ = 0;
неправильный ответ = -1)
- Собака больше похожа на курицу
или кошку? Чем? Что у них общего?
(на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного
подобия) = 0;
на кошку без объяснения = -1
на курицу = -3)
- Почему во всех автомобилях
тормоза?
(указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения
и так далее = 1;
одна причина = 0;
неправильный ответ = -1)
- Чем похожи друг на друга
молоток и топор?
(два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно
забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)
- Чем похожи друг на друга кошка
и белка?
(определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4
лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3;
одно подобие = 2;
неправильный ответ = 0)
- Чем отличаются гвоздь и винт?
Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе?
(у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3;
винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2;
неправильный ответ = 0)
- Футбол, прыжки в высоту,
теннис, плавание - это...
(спорт (физкультура) = 3;
игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2;
неправильный ответ = 0)
- Какие ты знаешь транспортные
средства?
(три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4;
только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом,
кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на
чем можно передвигаться = 2;
неправильный ответ = 0)
- Чем отличается старый человек
от молодого? Какая между ними разница?
(три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто
болеет и т.д.) = 4;
одно или два различия = 2;
неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0
- Почему люди занимаются спортом?
(по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и
т.д.) = 4;
одна причина = 2;
неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0)
- Почему это плохо, когда кто-то
отклоняется от работы?
(остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет
ущерб вследствие этого) = 4;
он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2;
неправильный ответ = 0)
- Почему на письмо нужно
наклеивать марку?
(так платят за пересылку этого письма = 5;
другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2;
неправильный ответ = 0)
Суммируем баллы.
Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).
Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.
Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.
От -1 до – 10 – ниже среднего.
От – 11 и меньше – низкий показатель.
Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже
среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития
ребенка.
|