Внимательно следите за
научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по
интересующему Вас вопросу.
Сохраняйте и накапливайте материалы,
отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия,
темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным
развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
Избирая тему для обобщения опыта,
постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших
товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной
и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
Определите форму обобщения. Это может
быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по другому. Например,
привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы,
виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими
разъяснениями.
Набросайте краткий план темы (3-4
основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите
в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших
выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная
идея и логика изложения темы.
Дальше доклад. Сначала - черновик. До
предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать
"наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже
сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и
выводов.
Оценивайте практически свой опыт.
Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях,
ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте
неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и
развиваются ученики.
Материал старайтесь излагать кратко,
просто, логично, стройно, избегая повторений.
Работая над темой, советуйтесь с
коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях,
сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
Подберите и надлежащим образом
оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки
литературы и т.д.)
Помните, что, обобщая педагогический
опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте
дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.