Утренник проходит в классе, который украшен соответственно теме. На этом
обобщающем уроке присутствуют родители. Дорогие ребята, уважаемые
гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с
первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное
путешествие по ней. ХОД ПРАЗДНИКА Действующие лица:
Учитель, ученики
класса, пират,
Учитель. Дорогие ребята,
уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы
прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить
кругосветное путешествие по ней. На доске рисунки.
Учитель –
Какой вид транспорта перед вами?
Дети.
Водный.
Учитель На чем будем путешествовать?
Дети
На корабле, так как нас много.
Учитель А
на каком корабле – мирном или военном?
Дети
На мирном.
Учитель Что с собой возьмем?
Дети
Еду, воду, фотоаппарат...
Учитель Ребята,
чтобы попасть на этот корабль, нужно отгадать верно загадки. Я всех
знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться, Надо
грамоте учиться.
Дети Книга.
Учитель
Черные, кривые, От рождения немые. А как только станут в ряд, Сразу
вдруг заговорят.
Дети Буквы.
Учитель
То я в клетку, То в линейку, Написать по мне сумей-ка! Можешь и
нарисовать. Что такое я?
Дети Тетрадь.
Учитель
Загадки отгадали, а теперь вспомните, какие бывают звуки?
Дети
Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие.
Учитель
На доске написаны слова. Подберите нужное слово к схеме. (Учитель
показывает звуковую схему слова "моряк".)
На доске:
Мотрос Моряк Радист Боцман Капитан Штурман
Дети
Это слово моряк.
Учитель Вот мы и на
корабле, но капитан не открывает дверь, пока не отгадаем это слово.
На
магнитной доске:
АЗБУКА (буквы
перевернуты)
– Пошел ты в школу первый раз, Принес ее ты в
первый класс.
Дети Азбука.
Капитан
Молодцы! Верно. Теперь отправляемся в путь.
Стук в дверь:
вбегает Пират. Учитель Ой, а это кто хочет
помешать нашему путешествию?
Дети Пират.
Пират
Зачем вы тут собрались? Как вас много!
Дети
Сегодня мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой!
Учитель
Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила.
Ученик
1. Букв сначала мы не знали, Мамы сказки нам читали, А
теперь читаем сами, Подружились сказки с нами.
Ученик
2. Я с этой книжкой в первый раз Пришел в свой первый,
светлый класс, Я эту книгу полюбил, Я в ней все буквы изучил. И
как мне радостно сказать: "Умею я теперь читать!"
Ученик
3. Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не
надо бабушку просить: "Прочти, пожалуйста! Прочти!" Не надо
умолять сестрицу: "Ну прочитай еще страницу!" Не надо звать, Не
надо ждать, А можно взять и прочитать!
Пират
Да, важная и нужная книга – Азбука. Ребята, возьмите меня с собой
путешествовать!
Дети Конечно, мы очень рады,
что тебе понравилась Азбука.
Пират Спасибо!
Давайте, ребята, пойдем в каюты.
На доске: КАЮТА
Учитель
Ребята, а что такое каюта на корабле?
Дети
Это помещение на судне для пассажиров или членов экипажа.
Учитель
Сколько слогов в этом слове?
Дети Три.
Учитель
Какой слог ударный?
Дети Второй.
Учитель
Определите, сколько букв и звуков в этом слове?
Дети
Пять букв, шесть звуков.
Учитель Почему
звуков больше, чем букв?
Дети Буква ю
обозначает два звука [й] и [у].
Учитель
Какие еще буквы и когда обозначают два звука?
Дети
Буквы е, ё, я – в начале слова, после гласных и твердого и мягкого
знаков.
Учитель Среди этих букв есть целое
слово. Найдите его.
Дети Я
Учитель
Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Откройте Азбуку, где
напечатан алфавит. Какая буква на первом листе?
Дети
Буква а.
Учитель А какая на последнем?
Дети
Буква я.
Учитель Почему буква я
последняя в алфавите?
Дети Мы не знаем.
Учитель
Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на этот
вопрос.
А эта буква оттого Считается последней, Что ты
себя же самого Не ставишь в ряд последний. Не могут ждать у нас в
стране Почета, славы, чести Те, у которых "я" да "мне" Стоят
на первом месте. Народ толково и не зря Расставил буквы букваря. Вот
и вам ни в коем случае нельзя хвастаться.
Пират
Ой, это и все буквы? Как мало букв в нашем алфавите?
Учитель
Да что ты, это не все буквы. Сколько, ребята, у нас букв?
Дети
Тридцать три.
Учитель Сейчас они расскажут о
себе.
Дети выходят к доске, в руках соответствующие рисунки,
где изображены буквы, и читают стихотворение Бориса Заходера
"Песенка-азбука".
Ученик 1 Тридцать три
родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А
повсюду славятся! К вам они сейчас спешат, Славные сестрицы, Очень
просят всех ребят С ними подружиться! А, Бе, Ве, Ге, Де, Е, Же – Прикатили
на еже.
Ученик 2 Зе, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О
– Дружно вылезли в окно.
Ученик 4 Це,
Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я – Все теперь мои друзья!
Ученик 5 Ё,
Й, Ъ, Ь, Ы. Пять сестренок опоздали – Заигрались в прятки, А
теперь все буквы встали В азбучном порядке.
Ученик 6 Познакомьтесь
с ними, дети, – Вот они стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем,
кто с ними не знаком.
Пират Молодцы, буквы!
Ребята, что-то есть уже хочется. Не пора ли нам обедать? Капитан зовет
всех.
Учитель Ребята, к кому за едой будем
обращаться на корабле?
Дети К коку.
Учитель
А как называется столовая на корабле?
Дети
Камбуз.
Учитель Вот и меню на сегодня.
Давайте почитаем.
На доске:
Уха
Макароны
по- флотски
Хлеб
Чай
– Что
такое уха и макароны по-флотски?
Дети отвечают на вопросы.
–
Ребята, какую пословицу нужно помнить, когда берешь хлеб?
Дети
Невелик кусок пирога, да стоит он много труда. – Хлеб к
обеду в меру бери – Хлеб драгоценность – его береги. – Хлеб –
всему голова.
Пират Ох, и наелись! Что
скажем коку за обед?
Дети Съели макароны,
выпили чаёк. Дали нам заряд хороший на завтрашний денек!
Капитан А
теперь, ребята, все на палубу. Отдохнем, исполним школьные частушки.
Ученик
1 Мы девчонки – хохотушки. Мы веселые всегда. Вам
споем сейчас частушки Да про школьные дела.
Ученик 2 Я
с отличником дружу, Помогать ему хожу. Тихо рядом посижу, А
потом пример спишу.
Ученик 3 Обещал ребятам
Павлик: – Единицу я исправлю, Я немного подучу, Сразу двойку
получу!
Ученик 4 Пять часов сидела Лиза, Нос
уткнувши в телевизор. Ну а в школе ах да ох, У нее язык отсох.
Ученик
5 Мы веселые ребята, Мы нигде не пропадем. Если надо
– мы станцуем! Если надо – мы споем!
Мальчики танцуют
танец "Яблочко".
Капитан Ну а
теперь – все по местам!
На доске:
Ярко
светит солнце. Наш карабль бежит по волнам. У штурвала наш капитан
Денис. Вот туча. Сильный ветер. Идет шторм. СОС!
Учитель
Прочитайте текст. Перед вами картинки. Расставьте их по порядку, чтобы
они соответствовали этому тексту.
Дети выполняют задание.
–
Что такое СОС!
Дети Сигнал, обозначающий,
что в море с кораблем случилась беда.
Учитель
Найдите в тексте опасные места. Объясните их, тем самым спасем корабль. Дети
находят изученные орфограммы.
Капитан
Молодцы! Спасибо, что помогли кораблю! Ребята, наш радист принял
радиограмму. Прочитайте ее.
На доске:
Внимание!
Идет конкурс на лучшего чтеца.
Учитель
Давайте вспомним, какие стихи мы читали в Азбуке и они вам очень
понравились.
Дети выразительно читают понравившиеся стихи.
Учитель
Ребята, а какие стихи нужно прочитать так, чтобы лицо стало вот таким.
На
доске:
На доске нарисована улыбающийся ребенок
Дети
Чтобы лицо стало удивленным, можно прочитать стихи Б.Заходера "Кит и
кот" или Д.Хармса "Кораблик".
Учитель
Ребята, пока мы еще на корабле, радист разрешил передать привет
родителям, которые находятся далеко на суше и очень переживают за вас.
Дети
передают привет родителям. – Вот и подошел конец путешествию. Но мы
только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество
путешествий по другим замечательным учебникам.
Ученик 1 Смех
и слезы, радость и печаль За год нам довелось испытать, Но
стараний наших нам не жаль – Книги нам легко теперь читать.
Ученик
2 До свидания! До свидания! А на следующий год Наша
Азбука научит Тех, кто в первый класс придет! Учителя выдают детям
новые учебники.