ТЕМА: Буква ш и глухой , твердый звук [ш]
Познакомить учащихся с глухим твердым звуком [ш], упражнять в чтении слов, учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слона вслух на основе его звуковой модели; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: ребусы; фишки-звуки; шаблоны-прямо угольники и шаблоны-треугольники для составления схем пред ложений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш.)
- Как шипит гусь? (Ш-ш-ш.)
- С каким звуком будем сегодня работать?
- Повторите, четко произнося звуки:
Ша-ша-ша, ша-ша-ша, Шапка, шайба, шар, лапша.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу, Шубы, шум, мишутка, шут.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо, Шорох, шепот, шелк, мешок.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши, Шило, шина, малыши.
III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 82).
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
- Что изображено слева? (Шляпа.)
- Прочитайте слово «шляпа» по слогам и орфоэпически.
- Произнесите первый звук в слове «шляпа».
- Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)
- Что нарисовано справа? (Душ.)
- Прочитайте слово «душ» по слогам и орфоэпически.
- Произнесите последний звук в слове «душ».
- Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)
IV. Конструирование большой и малой букв Ш, ш.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Ш», «ш».
На что похожа буква «Ш»?
На зубья этого ковша.
В. Степанов
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Г. Виеру
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Две кукушки,
Две болтушки
Повстречались на опушке,
Сели рядом на суку
И кричат: -Ку-ку!.. Ку-ку!..
Если хочешь -посчитай
А не хочешь -Вылетай.
V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «ш» и согласных звуков.
Буква «ш» обозначает один согласный звук: твердый глухой звук [ш].
VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.
- Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено слева? (Шуба.)
- Прочитайте слово «шуба» по слогам и орфоэпически.
- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
- На каком месте в слове «шуба» стоит буква «ш»?
- Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)
- Что изображено в центре? (Шина.)
- Прочитайте слово «шина» по слогам и орфоэпически.
- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
- На каком месте в слове «шина» стоит буква «ш»?
- Какой звук обозначает буква «ш» в слове «шина»?
- Какой звук обозначает буква «и» в слоге «ши»?
- Что нарисовано справа? (Груши.)
- Прочитайте слово «груши» по слогам и орфоэпически.
- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
- Дайте характеристику звуку [ш]. (Звук согласный глухой твердый.)
- Какая буква пишется в слоге «ши»?
- Какой звук произносится в слоге «ши»?
VII. Чтение слогов по заданным схемам (с. 83).
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбику
- Чем похожи слоги в каждом столбике?.
- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые начинаются с гласного звука. Во втором — слоги начинаются со звука [ш].)
- Какой звук обозначает буква «ш» во всех слогах?
Физкультминутка
VIII. Чтение слогов и слов (с. 83).
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета.
Учащиеся читают пары слов на розовом фоне и выделяют, 1«п<нми буквами отличаются данные слова. Далее объясняют значение слов.
Чтение пар с л о в на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое отличается одним лишним звуком.
После чтения учащиеся объясняют значение слов и составляют предложения с данными словами.
Учащиеся читают пары слов на желтом фоне слева – направо.
- Как называются данные слова? (Перевертыши.)
Шёлк - нитки, изготовляемые из выделений гусеницы-шепкопряда. (Волосы как шелк.) Клёш- расширенный книзу. Марш- торжественное музыкальное произведение.
Туш - короткое торжественное музыкальное приветствие. Оркестр играл туш.
Шут - клоун.
IX. Чтение стихотворения «Жадина».
Кто автор этого стихотворения?
- Что просили у Гриши?
- Как он отвечал на все просьбы?
- Дайте характеристику главному герою этого стихотворения.
- Объясните название произведения. Почему оно так названо? Далее учащиеся читают стихотворение паролям.
X. Задания на развитие речи.
Кто больше запомнит слов?
Шел-шлепал шпиц, шустрый щенок. Щеголял шелковой шерсткой.
- Шур-шур!
Шорох? Шепот? Шарахнулся щенок.
- Шварк-шварк!
Шишига шестиголовая шевелится? Шушера шерстоперая шебаршится? Шмыгнул щенок в шалаш.
- Щетка шутит!
(Л. Яхнип)
. Веселые звуки.
На десятом этаже Жили буквы «ш» и «ж». То грустили, то смеялись И квартирами менялись Каждый час. И вот что, кстати, Получилось в.. .Две вороны ворожили,
Десять - сено ... (ворошили).
И сороки не тужили:
У реки пожар ... (тушили).
А журавль рыбу жарил.
Шмель в цветах душистых ... (шарил).
И беседовал с ужами
Заяц, хлопая ... (ушами).
XI. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какой звук обозначает буква «ш»?
|