БУКВА Ж, ЗВОНКИЙ ТВЕРДЫЙ ЗВУК [ж].
Цели урока: познакомить учащихся со звонким твердым звуком [ж]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ж»; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; учить читать слова по слогам и орфоэпически; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе ею звуковой модели; воспитывать любовь к животным.
Оборудование: рисунки с изображением ежа, жирафа; фишки-звуки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учащиеся повторяют чистоговорку за учителем:
Жу-жу-жу - молоко дадим ежу.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи - здесь живут ежи.
Же-же-же - дождь прошел уже.
Жо-жо-жо - лужок, снежок, пирожок, творожок.
- Сегодня на уроке будем учиться читать слоги, слова с буквой «ж».
III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 78).
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
- Кто изображен слева? (Жук.)
- Прочитайте слово «жук» по слогам и орфоэпически.
- Произнесите первый звук в слове «жук».
- Дайте характеристику звуку [ж]. (Звук согласный звонкий твердый.)
- Кто изображен справа? (Жаба.)
- Прочитайте слово «жаба» по слогам и орфоэпически.
- Произнесите первый звук в слове «жаба».
- Дайте характеристику звуку [ж]. (Звук согласный звонкий твердый.)
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Ж», «ж».
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж !
С. Маршак
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.
Г. Виеру
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
ЖИРАФ
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роса.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
- Рассмотрите иллюстрации в книге. Кто изображен слева' (Ужи.)
- Прочитайте слово «ужи» по слогам и орфоэпически.
- Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
- На каком месте в слове «ужи» стоит буква «ж»?
- Дайте характеристику звуку [ж]. (Звук согласный звонкий твердый.)
- Кто изображен в центре? (Ёжик.)
- Что вы знаете про это животное?
Ежей на Земле около 15 видов. Четыре вида живут в нашей стране. А из этих четырех - самый известный европейский (еж живет в Азии тоже), или обыкновенный, еж. Он, в общем-то, и правда, обыкновенный, точнее, обычный. Его можно встретить и в лесу (если лес не сырой), и в роще, и в парке, и совсем рядом с человеком - в саду. Еж бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, причмокивает, когда ест. Почувствовав опасность, он свертывается клубком (для этого у него на спине множество специальных мышц), прячет незащищенную мордочку и брюшко и выставляет свои иглы. Эти иглы (их часто называют «колючки»), конечно, помогают. Однако еж все-таки переоценивает их: у некоторых хищных птиц достаточно длинные когти, к тому же «ладони» у них покрыты толстой кожей, и колючки ежа им не страшны. У лисы таких «рукавиц» ни, но она, говорят, может полакомиться ежатиной, если поблизости имеется водоем или хотя бы лужа: осторожно, чтобы не поколоть лапы, покатит она колючий клубок к воде. Закатит ею в воду, там еж волей-неволей должен развернуться. Лисе же только этого и надо. А ведь еж мог бы заранее, едва заметив лисицу, постараться ускользнуть от нее, например, спрятаться в какую-нибудь нору, забраться под валежник. Но еж не делает этого, -видимо, слишком надеется на свои иглы.
Ежей люди знают давно и их колючки - тоже: еще 2 тысячи лет назад в античном мире из высушенных и натянутых на дощечки шкурок делали гребни-чесалки для овечьей шерсти. В результате количество этих зверушек настолько сократилось, что сенат Древнего Рима вынужден был издать закон об охране ежей!
Слух у ежа более тонкий, чем у кошки, лисы, собаки, волка. Известно, что у ежа необыкновенное обоняние: он может почувствовать добычу, находящуюся в земле на глубине нескольких Метров. А вот зрение у ежа очень слабое. Впрочем, ночному животному, может быть, зрение и не так уж важно. А ведь еж активен, как правило, ночью. Летом еж спит где придется и лишь перед тем, как на свет должно появиться потомство, строит гнездо. Обычно ежат 5-6, Ио бывает и меньше - 3, и больше - до 10. Они слепые, глухие и голые. А на ярко-розовой кожице явственно выделяется множество бугорков. Пройдет всего несколько часов, бугорки эти полопаются, и на их месте появятся мягкие белые иголочки.
Впрочем, иногда ежата уже появляются на свет с мягкими иголочками. Иголочки будут расти по миллиметру в сутки, темнеть, твердеть, и недели через две эти молочные иголки превратятся в настоящие, прочные, хотя и полые внутри (зачем носить на себе лишнюю тяжесть?) иголки. Их у ежа много: 6-7 тысяч.
Какой звук обозначает буква «ж» в слове «ёжик»?
Что нарисовано справа? (Лыжи.)
Прочитайте слово «лыжи» по слогам и орфоэпически.
сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
Дайте характеристику звуку [ж]. (Звук согласный звонкий твердый.
Какая гласная буква пишется в слоге ЖИ? (Буква «и».) Какой гласный звук произносится в слоге ЖИ? (Звук [ы].)
Чтение слогов по заданным схемам.
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
- Чем похожи слоги в каждом столбике?
- Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (В первом столбике слоги, которые начитаются с гласного звука. Во втором - слоги начинаются со звука [ж].)
Какой звук обозначает буква «ж» во всех слогах?
Чтение слогов и слов (с. 79)
Закрепление
Отгадайте загадки:
• Летит - воет, Сядет - землю роет.
(Жук.)
• В золотой клубочек Спрятался дубочек.
(Желудь.)
• Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин.
(Журавли.)
• В синем небе голосок Будто крохотный звонок.
(Жаворонок.)
IV. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели (с. 80).
- Рассмотрите иллюстрации в книге. Что изображено здесь?
- Прочитайте данные слова по слогам и орфоэпически.
- Какой звук обозначает буква «ж» в этих словах?
- Какая гласная стоит после буквы «ж» в слове «жезл»?
- Какую роль выполняет в этом слове буква «е»?
Какая гласная стоит после буквы «ж» в слове «кружок»?
- Какую роль выполняет в этом слове буква «о»?
Какая гласная стоит после буквы «ж» в слове «жёлудь»?
Какую роль выполняет в этом слове буква «ё»?
V. Чтение и анализ текста «Медвежата и жук».
Перед чтением учащиеся читают слова на доске по слогам.
БЕРЛОГА
ЕЖЕВИКА
ЛАКОМИЛИСЬ,
- Чем лакомились медвежата?
- Кто прилетел к медвежатам?
- Что жужжал жук?
- Что сделали глупые медвежата?
- Кого медвежата встретили на лесной дорожке?
- Какая одежда у ежика?
- Что подумали медвежата?
- Найдите в тексте и прочитайте слова с твердым звуком [ж|.
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и придумайте продолжение рассказа.
Итог урока
- С Какой буквой познакомились?
-Какой это звук?
|